Дизайн освещения

Сам термин «дизайн освещения» правомерно приписывается к весьма обширным понятиям. Требование к свету выражаются в следующем: создание комфорта и здоровой атмосферы, подчеркивание индивидуальности и более глубокое раскрытие облика самого помещения.

Дизайн освещения можно разделить на три составляющие:

  • Светодизайн (освещение либо, если взять развернуто, – общий дизайн освещения). Создается фон, используемый для размещения всего прочего. То есть формируется несущая конструкция (если провести параллели со строительством).
  • Световая архитектура. Указывает на задумку, заложенную в помещении, в соответствии с предрасположенностью его хозяев. Выделяется архитектура интерьера, а также внутренняя и наружная. Хай-тек либо модерн вообще сложно представить себе без соответствующего им освещения, так как в противном случае полностью утрачивается выразительность.
  • Применяемый в интерьере светодизайн. Можно сравнить с декором либо меблировкой. Позволяет подчеркнуть индивидуальность. Отличительная особенность данного пункта – пластичность, то есть возможность перемещения либо замены.

Описанная выше классификация вполне естественная – здесь ничего не нужно выдумывать. В дизайн-проект входят три данные составляющие. Это весьма объемный вопрос, поэтому в данном материале будет рассмотрена первооснова – дизайн освещения.

Виды внутреннего освещения

Фундамент светового дизайна составляют следующие виды освещения: естественное, для фона, для работы, местное, а также декоративное.

При работе с естественным освещением можно прибегнуть лишь к световой режиссуре, которая подразумевает под собой манипуляции по рассеиванию, отражению и смягчению света.На остальные же виды освещения распространяются следующие предписания:

  • Использование заливающего фона без теней. Ведь глубокая тень на уровне инстинктов создает дискомфорт – это заложено в нашей психике. В действительности простота и экономия достигается за счет использования ажурных теней либо полутеней.
  • Пригодный спектр местного освещения, чтобы делать акцент на необходимых деталях.
  • Локальность рабочего освещения с подстройкой на глаз, а не на сам предмет. Здесь подбирается оптимальный с точки зрения физиологии спектр и яркость.
  • Отсутствие вредного воздействия на здоровье со стороны декоративного освещения (к примеру, подсветка поверхности пола).

Здесь также стоит упомянуть о фоновой засветке – она должна быть непрозрачной, если производить осмотр снаружи.

Нормативные документы и параметры оценки освещения

Необходимость учета нормативных документов обуславливается тем, что допускается лишь благотворное влияние освещения на здоровье обитателей (зрение, психика и прочее). Организация освещения регулируется ГОСТом Р 54943—2012, СП 52.13330.2011 (бывший СНиП 23-05-95) и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03.

Минимально допустимые показатели освещенности (в лк) и значение коэффициента естественной освещенности (КЕО): жилая комната, кухня и тренажерный зал – 150 (0,5), детская – 200 (0,7), рабочий кабинет – 300 (1,0), туалет и прихожая – 50 (не установлено), ванна и бассейн – 100 (не установлено).

Не стоит забывать и о UGR – обобщенный параметр психологического дискомфорта. Минимально допустимые пульсации освещения, созданного искусственным путем, должна быть следующая (в %): бассейн, тренажерный зал – до 20, туалет и ванная комната – не установлено, остальные помещения – 0.

КЕО — коэффициэнт естественного освещения

Это более простое понятие (по сравнению с UGR). Указывает на естественный свет (его долю), который поступает в помещение. Представляет собой соотношение показаний люксметра внутри и снаружи помещения (к примеру, центр и пол смежного открытого балкона).

UGR

Для расчета используется формула стандарта EN 12464-1, в основе которой находится жесткость (блесткость) цвета. Достаточно яркий свет – мягкий и благоприятный, а тусклый – жесткий и негативным образом влияет на зрение. Определение жесткости света происходит по следующим показателям светового потока (спектр, когерентность и уровень поляризации) и находится в диапазоне 0-100.

Дизайн освещения

Старт проектирования начинается светодизайном, который касается естественного освещения. На следующем этапе происходит привязка искусственного освещения в соответствии с КЕО: шок, вызванный ярким светом при включении, также не идет на пользу. В ходе привязки подбирается требуемая мощность всех приборов.

Потом происходит выбор класса и регистра источников света, их показатели с учетом дизайнерского оригинал-макета, составленного для данного интерьера. Здесь допускаются частые доработки макета. Потом осуществляется монтаж приборов с последующей разработкой электрической схемы под освещение. Лишь потом происходит так называемое «встраивание» света в проект, что вполне может повлечь за собой ряд доработок.

Задумки со светом

Разграничивают американский и европейский подход. В первом случае всему основой является бра (экономия и индивидуальность), а во втором – люстра (объединение и уют). В любом случае можно добиться фонового освещения практически без теней. Замена же люстры равномерно размещенными на поверхности потолка галогенками или плафоном позволяет задействовать синтетический подход: двойной выключатель для каждой секции потолочного света, а также свой выключатель на каждую бра. Большое количество проводом маскируется под обшивкой стен и потолка.

Свет естественного характера

Естественный прямой свет после прохождения сквозь стекло или отражения от зеркала может получиться весьма жестким. Также необходимо исключить ярко выраженный направленный и резкий свет. Для смягчения подойдут ажурные полупрозрачные преграды в виде, например, органзы, тюли и прочего. Подобные приспособления выполняют и функцию по рассеиванию света, тем самым оптимизируя естественное освещение.

Отличным вариантом для направления света в требуемое место являются тканевые вертикальные жалюзи, что исключает использование поляризующих зеркал. Даже параллельное размещение полотнищ по отношению к лучам сбивает жесткость светового потока (наблюдается дифракция) до необходимого значения.

Перемещение полотнищ позволяет перехватить и перенаправить некоторую часть в темное место, а поворот указанных элементов приводит к диффузному отражению в требуемом направлении. Уже никого не удивишь «умными» жалюзи, которые в автоматическом режиме способны поддерживать оптимальное освещение помещения.

Искусственне освещение

Основные требования

Чтобы увязать свет и дизайн интерьера, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Только согласованность цвета и света по спектру дает пространство: красный, подсвеченный синим, образует провал.
  • Визуальное растяжение плоскостей происходит вдоль направления светового потока.
  • Темный тон помещения предполагает зонное освещение, а светлый – равномерное.
  • Одинаковое освещение каждой зоны.
  • Необходимо использовать только белый рабочий свет.
  • Стоит избегать глубоких теней.
  • Цветные предметы освещаются белый местным цветом, в случае с белыми объектами может применяться цветной.

Галогенные лампы

Данные приспособления являются источниками солидного освещения без теней с небольшим энергопотреблением. При одинаковом распределении они способны создать сплошную излучающую плоскость. Хотя в этом случае под мебелью появляются глубокие тени, что заметно в больших помещениях. Вот почему необходимо исключать «точечность» галогенок. На кухне и в прихожей (небольшие по площади помещения) сложно детально высмотреть низ, поэтому описанные устройства здесь вполне уместны.

Сила света

Выбранные источники света должны создавать требуемую освещенность. Достигается за счет расчета числа конкретно взятого осветительного прибора.

Выбор источников

Освещение помещения зависит как от свойств света, так и от диаграммы направленности светильника.

  • Кардиоидная. Основное освещение для средних по площади помещений. Создается одной лампой или их группой, объединенной в плафоне. Горизонтальное расположение лампочек растягивает кардиоиду вниз (при преобладании мебели темных оттенков), а вертикальное и вниз – в стороны (если используется светлая мебель).
  • Восьмерка. Получается из предыдущей ДН при наличии в светильнике «поддона» (нижнего рефлектора). Свойства восьмерки также схожи, но подобная ДН применима для помещений с большими потолками либо существенными площадями.
  • Веерная. Указанная ДН характерна для ламп, расположенных в рефлекторе. Небольшой раскрыв веера достигается за счет узких и глубоких рефлекторов. Предназначение – зональное, рабочее и местное освещение.
  • Лепесток. Получается у бра. Направление «уха» зависит от расположения колбы лампы: вверх – вверх, вниз – вниз. Для Европы характерны бра небольшой мощности с «ухом» вниз (создают рабочий временный свет), американцы предпочитают «ухо» вверх.
  • Радарная (косеканс-квадратная). Основной плюс – практически равномерная и теоретически идеальная освещенность создаваемого пятна света. Добиться такого конструктивно сложно. В качестве примера можно привести настольную лампу с существенным абажуром-рефлектором полусферической формы, колба лампочки направлена вверх (для наглядности – лампа Ленина из рисунков).

Растровые светильники — используются в местах с высокими потолками, так как яркий свет является в подобном случае чрезмерно жестким.

Размещение светильников.

Универсального размещения нет. Распространеным является только освещение на европейский манер. Американские взгляды на данный вопрос нигде больше не прижились.

Гостиная

Для освещения задействуется люстра, размещенная по центру. Светлые помещения: ДН – кардиоида; темные и большие: ДН – восьмерка (выполняется освещение углов и стен без лишнего энергопотребления). При наличии светлого потолка из гипсокартона устанавливают галогенки (получается фон без теней, достаточно экономичный вариант), а также можно дополнительно прибегнуть к декоративной подсветке на основе светодиодов.

Спальня

Рекомендуема подсветка потолка из светодиодов, за счет изменения цвета которых можно подстраивать помещение под настроение либо предстоящие дела. Места у кровати можно оснастить торшерами или бра у изголовья. Светильник на потолке лучше все же сместить с середину зоны для бодрствования. Прекрасный вариант – веерный, обладающий широким раскрывом и возможностью установки требуемой высоты. Тогда размеры места для бодрствования можно корректировать на свое усмотрение. Оригинальным дополнением станет засветка оконного проема: монтаж светодиодных лент осуществляется по периметру, чтобы световой поток шел вдоль стекла, изнутри же все маскируется за органзой. Даже открытое окно ничего не позволит увидеть снаружи – только размытые тени.

Детская

Чтобы не навредить жестким цветом, следует применять матовые плафоны либо такие же галогенки.

Кухня

Оптимальным решением станут также галогенки: будет разгружена и проводка на кухне, а сильный их нагрев обеспечивает самоочищение от чада. Рабочее место должно быть освещено лучше всего.

Прихожая

Главное требование – это равномерность. Вычурное световое оформление не приветствуется, так как прихожая является своеобразной визитной карточкой дома.

Ванная и туалет

Рекомендуется организовать мягкое и ровное освещение практически без теней. Пятна, блики, выраженные тени только испортят представление. Устранить подобные недочеты можно зачастую одним плафоном. Все отделочные материалы хорошо отражают и обладают бликующими поверхностями, поэтому вполне можно обойтись и стандартными лампами накаливания (на экономию этот ход существенно не повлияет). У экономных же светильников во влагозащищенном корпусе быстро приходит в негодность электроника по причине перегрева. Рабочий свет у зеркала осуществляется матовыми галогенками, так как резкие источники освещения не позволят обнаружить мелкие недостатки на лице.

Квартира-студия

Освещение основывается на принципе зонирования.

Натяжные потолки

Требуется выбрать пригодные светильники для выбранного материала потолка по ППЭ (плотность потока энергии) и по выделению тепла. Сами же методы освещения рассматриваемых потолков нигде не прописываются – есть где разогнаться творческой мысли. Имеется только небольшой совет – слабенькая подсветка в междупотолочном пространстве в цветовой схеме с общим дизайном, чтобы устранить недостаток отблескивающего потолка.

Не стоит забывать о тепле

Все лампочки без исключения являются и источниками тепла. Данный факт необходимо учитывать при монтаже. Все особенности, как правило, раскрываются в прилагаемых инструкциях осветительных приборов. И пренебрегать данной информацией не следует.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья?

Поделиться с друзьями:
Подпишитесь на новые

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: