Постановлением правительства РФ № 890 утверждены поправки, обязывающие владельцев АЗС установить зарядные колонки для электротранспорта. Это относится к пунктам дорожного сервиса, размещённым в границах полос отвода автомагистралей общего пользования от федерального до местного значения. А вот на АЗС при промышленных предприятиях установка не обязательна.
Вступивший в силу с ноября 2016 года нормативно-правовой акт предусматривает максимальное расстояние между автозаправочными комплексами с зарядными колонками не более 100 км. С одной стороны — это новая головная боль для владельцев бизнеса. С другой — толчок к развитию экологически чистого транспорта в стране. И, как следствие, увеличение спроса на обслуживание электрокаров.
Способы зарядки электромобиля
Главная особенность автомобилей с электромотором — непритязательность к «топливу». Их можно зарядить от бытовой электросети. В большинстве моделей предусмотрена зарядка 2 типов: переменным или постоянным током. А режимов «заправки бака» по европейским стандартам выделяют 4.
- Базовый (MODE-1) подразумевает подключение к бытовой сети без применения дополнительных устройств защиты. Для наполнения батареи ёмкостью 20−25 кВтxч потребуется 7 часов. Уходит в прошлое, так как нет гарантий безопасности при коротком замыкании, перегреве кабеля или розетки.
- Более безопасен режим с использованием фирменного защитного кабеля (MODE-2). Он отслеживает параметры и информирует о состоянии заряда. Универсальной модели нет, устройство работает или по европейскому (напряжение 220/230 В), или американскому (120 В) стандарту.
- В настоящее время популярны благодаря оптимальному соотношению стоимости, скорости и безопасности специальные станции (MODE-3), использующие переменный ток высокой мощности. В механизмах предусмотрены автоматическая защита, алгоритмы слежения за процессом и кабели с разъёмами разных типов. Продолжительность «заправки» стандартного аккумулятора составит от 10 минут до 4 часов.
- У зарядных устройств постоянного тока (MODE-4) имеются большие перспективы. Но в настоящее время их стоимость высока. В основном развитие этого направления связано со станциями CHAdeMO (выдаёт до 62,5 кВт и заряжает электромобиль за 20−30 минут) и Tesla Supercharger (135 кВт, 10−15 минут).
Наполнение аккумулятора электрокара на автозаправке возможно от модели типа MODE-3 и MODE-4. Особенностью последнего режима является зарядка в 2 этапа: быстрое наполнение аккумулятора до 80% ёмкости и последующее медленное — оставшегося объёма. Это снижает износ тяговой батареи и увеличивает эксплуатационный срок.
Проектирование дооборудования АЗС зарядными колонками
Независимо от того, какому оборудованию — иностранному или отечественному — отдадут предпочтение для установки, понадобится проектная документация. Она в обязательном порядке должна содержать:
- схему планировочной организации земельного участка;
- архитектурно-строительные решения;
- конструктивные чертежи;
- технологическое обоснование размещения колонки;
- решения по инженерно-техническому обеспечению и автоматизации процессов;
- расчёт токов короткого замыкания и параметров заземляющих контуров.
На стадии проектирования необходимо проработать последовательность операций по монтажу, чтобы исключить или минимизировать простои существующего автозаправочного комплекса. Поскольку зарядка электрокара происходит дольше, чем наполнение бака транспорта с двигателями внутреннего сгорания, то надо продумать условия и место для отдыха пассажиров.
Важно соблюсти соответствие технико-эксплуатационных данных разрабатываемых систем требованиям НПБ 111−98*, предусмотренным к автозаправкам всех видов. Учесть положения, включающие правила безаварийной эксплуатации в сфере взрывозащиты, газовой и экологической безопасности, охраны труда. И иных пунктов, регламентируемых действующими актами норм и права.
Установка зарядных колонок на АЗС
Монтаж ЭЗС начинается с выбора подрядной организации и модели колонки. Приобретать следует станции, сертифицированные к использованию на территории РФ. Их технические характеристики не должны отличаться от значений, заложенных в проекте. Установку и настройку оборудования должен выполнять квалифицированный электрик.
Самым бюрократически сложным этапом является получение разрешения на пусконаладочные работы и акта-допуска в Энергонадзоре. После монтажа и проведения измерений электрических параметров приборов, подаётся комплект документов в местное территориальное отделение. Если у инспектора нет замечаний, то будет выдано временное разрешение на пусконаладку.
На его основании ЭЗС подключается к внутриплощадочным сетям электроснабжения для проведения всех операций наладки и корректировки рабочих параметров. Задокументированные результаты подаются в Энергонадзор для оформления акта-допуска. После его получения есть 3 месяца для подключения к наружной электрической сети, о чём вновь надо сообщить в территориальное отделение.
Завершающим этапом работ будет благоустройство территории. Укладка твердого покрытия, обеспечивающего удобный подъезд транспортных средств, монтаж соответствующих знаков дорожного движения и дополнительной информации, создание необходимых площадок отдыха. Насколько быстро окупится установленное оборудование зависит не только от цены, но и от удобства АЗС.
«ФОРА» для электромобилей
Постановление № 890 призвано поддержать российских производителей электрических зарядных станций (ЭЗС) и электротранспорта. И если результаты эксперимента АвтоВАЗа оценить пока не представляется возможным, то разработка Государственного Рязанского приборного завода — «ФОРА» — в 2016 году пошла в серийное производство.Первая партия насчитывает всего 50 экземпляров. Но технические характеристики отечественной станции не уступают показателям зарубежных аналогов и выполняют все современные требования. Есть все основания полагать, что устройства марки «ФОРА» будут конкурентоспособны на этом рынке. Конструктивно они позволяют заряжать электрокары любых марок. По сравнению с европейскими аналогами, существует ряд преимуществ:
- русифицированное меню, отображающее всю текущую информацию о состоянии ЭЗС;
- конструкция, рассчитанная на эксплуатацию в холодном климате;
- стоимость оборудования на 40% ниже зарубежных аналогов;
- государственная поддержка проекта.
В настоящее время разработаны и испытаны 3 модели — станция медленной зарядки типа MODE-3 (использует переменный ток) и 2 установки быстрой заправки типа MODE-4 (работающих на постоянном токе). Оборудование мощностью 21 кВт выпускается в модификациях, рассчитанных на работу с 1 или одновременно с 2 электромобилями.
Понравилась статья?