Устройство на АЗС зарядных колонок для электромобилей

Постановлением правительства РФ № 890 утверждены поправки, обязывающие владельцев АЗС установить зарядные колонки для электротранспорта. Это относится к пунктам дорожного сервиса, размещённым в границах полос отвода автомагистралей общего пользования от федерального до местного значения. А вот на АЗС при промышленных предприятиях установка не обязательна.

Вступивший в силу с ноября 2016 года нормативно-правовой акт предусматривает максимальное расстояние между автозаправочными комплексами с зарядными колонками не более 100 км. С одной стороны — это новая головная боль для владельцев бизнеса. С другой — толчок к развитию экологически чистого транспорта в стране. И, как следствие, увеличение спроса на обслуживание электрокаров.

Зарядные колонки для электромобилей
Зарядные колонки для электромобилей

Способы зарядки электромобиля

Главная особенность автомобилей с электромотором — непритязательность к «топливу». Их можно зарядить от бытовой электросети. В большинстве моделей предусмотрена зарядка 2 типов: переменным или постоянным током. А режимов «заправки бака» по европейским стандартам выделяют 4.

  1. Базовый (MODE-1) подразумевает подключение к бытовой сети без применения дополнительных устройств защиты. Для наполнения батареи ёмкостью 20−25 кВтxч потребуется 7 часов. Уходит в прошлое, так как нет гарантий безопасности при коротком замыкании, перегреве кабеля или розетки.
  2. Более безопасен режим с использованием фирменного защитного кабеля (MODE-2). Он отслеживает параметры и информирует о состоянии заряда. Универсальной модели нет, устройство работает или по европейскому (напряжение 220/230 В), или американскому (120 В) стандарту.
  3. В настоящее время популярны благодаря оптимальному соотношению стоимости, скорости и безопасности специальные станции (MODE-3), использующие переменный ток высокой мощности. В механизмах предусмотрены автоматическая защита, алгоритмы слежения за процессом и кабели с разъёмами разных типов. Продолжительность «заправки» стандартного аккумулятора составит от 10 минут до 4 часов.
  4. У зарядных устройств постоянного тока (MODE-4) имеются большие перспективы. Но в настоящее время их стоимость высока. В основном развитие этого направления связано со станциями CHAdeMO (выдаёт до 62,5 кВт и заряжает электромобиль за 20−30 минут) и Tesla Supercharger (135 кВт, 10−15 минут).

Наполнение аккумулятора электрокара на автозаправке возможно от модели типа MODE-3 и MODE-4. Особенностью последнего режима является зарядка в 2 этапа: быстрое наполнение аккумулятора до 80% ёмкости и последующее медленное — оставшегося объёма. Это снижает износ тяговой батареи и увеличивает эксплуатационный срок.

Проектирование дооборудования АЗС зарядными колонками

Независимо от того, какому оборудованию — иностранному или отечественному — отдадут предпочтение для установки, понадобится проектная документация. Она в обязательном порядке должна содержать:

  • схему планировочной организации земельного участка;
  • архитектурно-строительные решения;
  • конструктивные чертежи;
  • технологическое обоснование размещения колонки;
  • решения по инженерно-техническому обеспечению и автоматизации процессов;
  • расчёт токов короткого замыкания и параметров заземляющих контуров.

АЗС для электромобилей
АЗС для электромобилей
На стадии проектирования необходимо проработать последовательность операций по монтажу, чтобы исключить или минимизировать простои существующего автозаправочного комплекса. Поскольку зарядка электрокара происходит дольше, чем наполнение бака транспорта с двигателями внутреннего сгорания, то надо продумать условия и место для отдыха пассажиров.

Важно соблюсти соответствие технико-эксплуатационных данных разрабатываемых систем требованиям НПБ 111−98*, предусмотренным к автозаправкам всех видов. Учесть положения, включающие правила безаварийной эксплуатации в сфере взрывозащиты, газовой и экологической безопасности, охраны труда. И иных пунктов, регламентируемых действующими актами норм и права.

Установка зарядных колонок на АЗС

Монтаж ЭЗС начинается с выбора подрядной организации и модели колонки. Приобретать следует станции, сертифицированные к использованию на территории РФ. Их технические характеристики не должны отличаться от значений, заложенных в проекте. Установку и настройку оборудования должен выполнять квалифицированный электрик.

Самым бюрократически сложным этапом является получение разрешения на пусконаладочные работы и акта-допуска в Энергонадзоре. После монтажа и проведения измерений электрических параметров приборов, подаётся комплект документов в местное территориальное отделение. Если у инспектора нет замечаний, то будет выдано временное разрешение на пусконаладку.

На его основании ЭЗС подключается к внутриплощадочным сетям электроснабжения для проведения всех операций наладки и корректировки рабочих параметров. Задокументированные результаты подаются в Энергонадзор для оформления акта-допуска. После его получения есть 3 месяца для подключения к наружной электрической сети, о чём вновь надо сообщить в территориальное отделение.

Завершающим этапом работ будет благоустройство территории. Укладка твердого покрытия, обеспечивающего удобный подъезд транспортных средств, монтаж соответствующих знаков дорожного движения и дополнительной информации, создание необходимых площадок отдыха. Насколько быстро окупится установленное оборудование зависит не только от цены, но и от удобства АЗС.

«ФОРА» для электромобилей

Постановление № 890 призвано поддержать российских производителей электрических зарядных станций (ЭЗС) и электротранспорта. И если результаты эксперимента АвтоВАЗа оценить пока не представляется возможным, то разработка Государственного Рязанского приборного завода — «ФОРА» — в 2016 году пошла в серийное производство.

"ФОРА" для электромобилей
«ФОРА» для электромобилей
Первая партия насчитывает всего 50 экземпляров. Но технические характеристики отечественной станции не уступают показателям зарубежных аналогов и выполняют все современные требования. Есть все основания полагать, что устройства марки «ФОРА» будут конкурентоспособны на этом рынке. Конструктивно они позволяют заряжать электрокары любых марок. По сравнению с европейскими аналогами, существует ряд преимуществ:

  • русифицированное меню, отображающее всю текущую информацию о состоянии ЭЗС;
  • конструкция, рассчитанная на эксплуатацию в холодном климате;
  • стоимость оборудования на 40% ниже зарубежных аналогов;
  • государственная поддержка проекта.

В настоящее время разработаны и испытаны 3 модели — станция медленной зарядки типа MODE-3 (использует переменный ток) и 2 установки быстрой заправки типа MODE-4 (работающих на постоянном токе). Оборудование мощностью 21 кВт выпускается в модификациях, рассчитанных на работу с 1 или одновременно с 2 электромобилями.

Понравилась статья?

Поделиться с друзьями:
Подпишитесь на новые

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: